Готовимся к причащению

О подготовке к причащению и о посте.

О подготовке к причащению

Желающий причаститься должен достойно и в соответствии с требованиями Церкви при­готовиться к этому Святому Таинству. В церковной практике это приготовление называется говением.

Говение продолжается несколько дней (но не менее трех) и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и огра­ничение в пище (пост).

В дни говения следует посещать Богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило:

кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Накануне причащения надо быть на вечернем Богослужении и прочитать кроме обычных молитв на сон грядущим:

канон покаянный,

канон Пресвятой Богородице,

канон Ангелу хранителю.

Читается также канон ко причащению и, по желанию, акафист Иисусу Сладчайшему.

Новоначальные по благословению священника совершают посильное молитвенное правило.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения Святых Тайн натощак. Утром прочитываются молитвы утренние и всё Последование ко Свя­тому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне. (Некоторые, по благословению священника, читают накануне все Последование.)

Перед причащением необходима исповедь — вечером или утром, перед Литургией.

 

 

О посте

В дни поста исключается пища животного происхождения: мясо, моло­ко, яйца, сливочное масло, а при строгом посте — и рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по житейским мелочам и развлекаться.

Постящийся должен помнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

В обществе, как писал священник Александр Ельчанинов, «существует коренное непонима­ние поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания, — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результа­тов — через истощение тела дойти до утончения духовных способностей, затем­ненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и прочее. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовным деланием.